Денис Павлов. Венерин день

18.09.2015 21:51

Венерин день

Утро шестого июня 2012 года. На циферблате – 7.00.

Уфа, умытая светом и поливальными машинами, спешит по своим делам.

На блестящем асфальте, между гигантским, обгаженным голубями и временем кумиром Ильича, нависшим, казалось, над всем городом в привычном жесте зазывателя в коммунистический рай, и каким-то игрушечным, желтоватым зданием Администрации города, Анатолий Павлович Денисов разместил телескопы Планетария. Анатолий Павлович – его директор много лет. Приятной седины, приветливый, внимательный и очень грамотный в своём деле человек. Один из тех, кто действительно находится «на своём месте». Редкость в наше время.

Атмосфера изумительно прозрачна! Именно та, что необходима, чтобы воочию увидеть явление, случающееся настолько редко, что человек, за свою жизнь, может наблюдать его только два раза. Если… небосвод будет чистым.

Уфимским любителям астрономии очень повезло в этот день. Двое из них даже привезли свои собственные телескопы. Закреплённые на них фотоаппараты – внушали серьёзность намерений обладателей сложных оптических систем.

«Дула» разместившихся на металлических треногах труб – нацелены в Солнце. Но дело не в нём.

Венера.

Страшная, мрачная, неприветливая.

Давление углекислого газа в 90 земных атмосфер не сулит ничего хорошего человеку, вдруг очутившемуся на её, сплошь покрытой лавой, поверхности. Вязкий воздух температурой 400 градусов Цельсия напрочь лишён кислорода. День, чья длина превышает двести сорок земных, странные, непрекращающиеся грозы, отсутствие спасительного магнитного поля и вечный сумрак…

Вот такая Богиня Любви, что совсем недавно носила ещё одно почётное звание – «сестра-близнец Земли», заставила обратить на себя внимание этим утром всех, кому небезынтересна небесная механика.

Самая яркая планета на нашем небосводе, проходя в тот день между Солнцем и Землёй, она «спроецировалась» точно на диск дневного светила.

Неторопливо, чёрной пятикопеечной монетой, Утренняя звезда двигалась по солнечному лику мимо застывшей свиты из немногочисленных солнечных пятен.

Шарик Венеры «закатился» на наше светило до его восхода – в 04:08, достиг кульминации в 7:30 и только в 10:53 по уфимскому времени – покинул «площадку» солнечного диска.

Поначалу, народу было совсем немного. Но зато какие это были люди! Женщина, специально приехавшая из Туймазов лицезреть редчайшее астрономическое явление, разрывалась между телескопами и самим зданием планетария, расположенным неподалёку. Под его величавым куполом, на двух телевизионных экранах, шла прямая трансляцию с обсерватории на Гавайях. Для всесторонней видимости меняются светофильтры: солнце окрашивается то в синий, то в красный цвет, а потом опять становится привычно-жёлтым. Меняются сами условия съёмки, и в зависимости от того, в каких лучах она происходит, можно наблюдать белёсые солнечные бури и штормы, над которыми безропотно «висит» венерианский шарик.

Но Гавайи, они далеко и на экране, потому мы снова оказываемся на улице, чтобы застать происходящее «вживую».

Взрослые совершенно искренне выражают свой восторг, а дети – не стесняются в проявлении так свойственного им любопытства. Прохожие замедляют шаг, многие – останавливаются. Узнав, что происходит, сожалеют о том, что нет под рукой фотоаппарата. Кого мог, выручал «мобильник». (Не удивлюсь, если кто-то из ваших знакомых похвастает памятным кадром с «места происшествия», именно в таком формате.)

Происходящее в миллионах километрах от Земли событие проецировалось на белую поверхность информационного стенда и экран, благодаря чему наблюдать его могли все желающие. Смотреть на солнце напрямую через окуляр – представляет большую опасность. Сетчатка глаза повредится в доли секунды. Только надёжным светофильтрам под силу «обуздать» солнечный свет, но устанавливать их, учитывая всё возрастающее количество любопытных – не было никакого смысла.

В этот же день в 1761 году наш всеми любимый и почитаемый Михаил Васильевич Ломоносов, точно при таком же наблюдении, открыл «знатную воздушную атмосферу» Венеры.

Спустя 251 год, стоя на асфальте парка имени Мажита Гафури, почтенный дедушка силился рассмотреть этот «пупырь» и очень расстроился, когда принятый им за облачный покров планеты светящийся ободок оказался не более чем «игрой» оптики.

Впрочем, собравшиеся заверили его, что когда событие произойдет снова, у него вновь появится шанс повторить открытие русского учёного. Договорились встретиться на том же месте. 11 декабря 2117 года.

 

© Денис Павлов, текст, 2015

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад