Эдуард Байков. Капитальный труд

30.01.2017 17:44

КАПИТАЛЬНЫЙ ТРУД

 

 

Журналист Ильшат Имангулов знаком читателям «Российской газеты», «АиФ-Башкортостан», «Известий», «Истоков» многими интересными и актуальными статьями. Высшего журналистского образования не имеет: окончив Башкирский аграрный университет, он занимался наукой – молекулярной биологией. Приобрел богатый жизненный опыт, увлекся журналистикой, которая сейчас является его профессией. За неполные десять лет в этой сфере он приобрел широкую известность. Победитель конкурса Управления Министерства юстиции России в РБ «Журналист и закон». История и краеведение, биология и фотография – вот неполный перечень интересов Ильшата Имангулова, ставшего недавно автором двухтомника «Хроники Прикамья. Очерки по истории северо-западного региона Башкортостана».

Монография Ильшата Имангулова «Хроники Прикамья…» – результат впервые проведенного комплексного исследования и последовательного изложения истории Прикамья – северо-западного региона Башкортостана – территории бывшего Бирского уезда Уфимской губернии, куда входил весь этот регион. Исследование проводилось более 10 лет. Работа охватывает период с древнейших времен до 1964 года и предпринята с привлечением широкого круга новых, ранее не использовавшихся архивных источников.

Яркая особенность двухтомника – постижение истории глубинки на основе протоколов местных волостных и уездных управ, правлений колхозов и сельских советов. Этот метод, а также изучение жизни деревни с помощью рассмотрения дел в различных сферах, меняющийся в зависимости от эпох стиль языка, богатая иллюстрация картами, схемами, копиями документов и их текстами позволяют автору буквально погрузить читателя в атмосферу былых времен. Книга полна неожиданных открытий из жизни глубинки.

В 16 главах труда, занимающих объем почти в тысячу страниц, использовано около двух тысяч ссылок на источники фактического материала, представлено 118 таблиц (без учета приложений), около четырехсот иллюстраций: фото, рисунки, родовые тамги, схемы, генеалогическое древо, карты. Кроме того, дополнительные факты приведены в 11 приложениях монографии.

Книга рассчитана на историков, краеведов, аспирантов и студентов исторических факультетов вузов, школьников, всех тех, кого интересуют вопросы неизвестных доселе моментов истории России и Башкортостана.

Как отмечают ученые-историки, примененный Ильшатом Имангуловым подход к изучению прошлого определенной местности крайне необычен и позволяет раскрыть многослойность истории, увидеть взаимовлияние событий различного уровня друг на друга и ход истории в целом. И неизвестно, радоваться этому или грустить. Но огромная работа проделана, и выпущена монография силами одного человека – без поддержки научных учреждений и властных органов. А ведь такой труд – по сути, подарок для всей республики и ее народа, для будущих поколений. Стоит ли после такого удивляться, что наука приходит в упадок и в нее не идут молодые?

Научными рецензентами исследования явились известные ученые-историки: доктор исторических наук, профессор кафедры историографии и источниковедения Башкирского государственного университета Булат Азнабаев и доктор исторических наук, заместитель директора Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук Фаиль Сафин.

 

– Ильшат Василевич, Вы – не профессиональный историк, а журналист. Как Вы пришли к написанию такого огромного труда, который не всякие научные учреждения и доктора наук осилят?

– Честно говоря, когда я работал над исследованием, о книге даже как-то не думал. Было интересно. А все на самом деле начиналось очень давно. Как и многие вещи в нашей жизни, и это мое стремление тоже идет с детства. По семейным обстоятельствам почти до восьми лет я прожил в деревне Купербаш Краснокамского района. А затем каждые каникулы приезжал туда к бабушке с дедушкой. Мне эти места и люди очень полюбились. Ну а воспоминания и рассказы взрослых откладывались в памяти. Возникали вопросы, на которые хотелось найти ответы, а простые люди не могли это сделать. Пришлось углубиться в архивные хранилища. В общей сложности я два года провел в архиве.

– Да, в Вашей книге использовано около двух тысяч документов. А еще какими методами Вы проводили свои исследования, собирая материал? Помогла ли журналистика?

– Помогало знание родного языка и умение читать на трех алфавитах: арабском, латинице и кириллице. Ведь в тех же архивах приходилось работать с разными временными промежутками и эпохами, алфавиты тогда применялись различные. Какие методы?.. Если вы, предположим, приметесь рассматривать какое-либо здание, как говорил мой любимый автор – историк Лев Гумилев, в микроскоп или телескоп, вряд ли это принесет ожидаемый эффект. Надо бы отойти чуть в сторонку. Увидеть простым глазом, каково оно, наше здание, как оно вписывается в окружение, затем обратиться к старым гравюрам, картинкам, снимкам... То есть исследователю нужно и определенное отстранение, умение соизмерить исследуемое с окружением. Поэтому, работая над книгой «Хроники Прикамья...», я попытался «отойти от здания» истории отдельного региона или даже района-деревни, присмотреться к нему отстраненно. Ведь сейчас, и это я всегда указываю, есть некая мода – изучать историю своей деревни, не отходя далеко от рассказа об отдельных людях. Пишут, кто когда пришел и обустроился, чем занимался. Конечно, это необходимо. Но как можно понять жизнь прошлых поколений на определенной местности, не рассматривая ее во взаимосвязи с окружающим пространством, с событиями, которые протекали рядом, – например, в колхозе, районе, волости, уезде-регионе? Да даже в стране и в мире? Поверьте, если немного отстраниться, многое становится ясным о жизни конкретных людей в конкретном районе.

Ведь сейчас до чего доходит? Один краевед из Калтасинского района задумал описать историю своей деревни только с точки зрения рассказа о своем роде. И куда мы с такими «лоскутами» придем? Да, конечно, есть исследования на примере одного населенного пункта, предпринятые известными историками. Но там вопрос рассматривается досконально на большом отрезке времени по конкретным документам. А здесь что? Человек, по сути, хочет через восхваление своего рода преподать нам историю деревни. От таких методов «краеведения» пора уже отходить.

А журналистика очень помогла мне в написании книги. Оглядываясь назад, я могу сказать, что моя профессия сослужила добрую службу по двум причинам. Первая – в том, что при подготовке к написанию материала журналист должен уметь работать с большим количеством информации. При сведении воедино всех нитей крупномасштабного исследования требуется способность «жонглировать сразу многими шарами». Другая – в том, что подготовка к какой-либо теме вынуждает стать «мгновенным экспертом» в некоторых очень специализированных областях. Вы учитесь, как получить как можно большее количество информации за как можно меньшее время.

– Итак, что же Вы исследовали, «отойдя от здания» конкретной деревни Купербаш?

– Если судить глобально, книга получилась неким альтернативным взглядом на метод изложения истории Башкирии: на примере истории Бирского уезда, еще подробнее – истории его западной части. Я попытался понять, как жили люди на конкретной местности с древнейших времен. Мне был интересен, если так можно выразиться, «механизм жизни», быт. Практически в каждой главе, где рассказывается об определенном временном промежутке, я рассматриваю построение правовой системы, здравоохранения, образования, сельского хозяйства и экономики. В книге я провожу параллели между одновременно происходящими событиями, начиная от небольшого селения до уезда – губернии – станы и мира. Сделал так, чтобы было понятно, как шла история. Взять пример, который все знают: 1961 год – полет Гагарина в космос. А в это время во многих деревнях региона нет электричества! Гарейская волость, XVIII век: пугачевщина, купцы Красильниковы строят на речках Ильдиян (сейчас называется Березовка) и Большой Кельтей железоделательные заводы, в волости идут конфликты вокруг межевания земель. Переселение крестьян из других губерний России. Одновременно британский изобретатель Джеймс Уатт патентует усовершенствованную паровую машину. В 1781 году в Чехии уже отменили крепостную зависимость крестьян. А в 1796 году во Франции выходит книга Пьера Лапласа «Возникновение планетной системы», в Китае – восстание под руководством тайного общества «Белый лотос»...

1952 год. На территории Краснокамского и соседних районов свирепствует трахома. 9 сентября 1952 года в протоколе Новокаинлыковского сельсовета отмечается, что санитарный пункт по борьбе с трахомой оборудован, больные принимаются вовремя. К 9 сентября 1952 года по сельсовету было выявлено и лечилось 69 больных трахомой. В эти же дни состоялась премьера Шестой симфонии Сергея Прокофьева. Через неделю Финляндия завершает выплату репараций СССР. А 19 сентября Ален Бомбар на надувной лодке отправился через Атлантический океан без запаса пищи и воды, чтобы доказать высокую степень выживаемости человека в море в экстремальных обстоятельствах.

– По стилистике Ваша книга – научный труд, и даже на титульной странице указано: «монография». Это не слишком громко? Почему Вы сделали упор именно на научность Вашего труда, в то время как некоторые краеведы излагают известную им историю, порой даже не утруждаясь ссылками на источники?

– Да, безусловно, стилистические соответствия есть, но не это было моей целью. Получилось само собой: сказалась некоторая научная подготовка – учился в аспирантуре. А примененный системный подход иного и не подразумевает. Считаю, что в любом исследовании обязательно должна быть полная ссылка на источники. С одной стороны – это гарантия для читателя, с другой – для самого автора, чтобы его не обвинили в выдумке. Случаются ведь и совсем неожиданные маленькие открытия.

– С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе работы?

– Сейчас, когда книга уже вышла, и я это говорю не ради красного словца, поражаюсь, какой огромный объем информации пришлось обработать. Основная проблема была со временем – писал книгу и обрабатывал почерпнутые из архивов данные между делом. Вторая сложность: порой приходилось быть детективом, чтобы понять, что же на самом деле происходило, ведь информаторы иногда говорили прямо противоположное вещи. Приходилось сопоставлять, анализировать, привлекать дополнительные документальные источники…

 

*  *  *

 

Трудно не признать, что из-под пера Ильшата Имангулова вышла одна из самых необычных и интересных краеведческих книг-экспериментов. Остается добавить, что монография уфимского журналиста вскоре поступит в продажу в книжные магазины республики.

 

© Эдуард Байков, текст, 2011

© Ильшат Имангулов, текст, 2011

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад