Эдуард Байков. Леса Башкирии - территория проблем

04.11.2015 13:05

МЕДВЕДЬ-ПРОКУРОР?

Леса Башкортостана – территория проблем

(«Новая экономическая газета», № 18 (421), 03-09.05.08)

 

 

В новом Лесном кодексе, в отличие от нынешнего, лесопользователь должен возложить на себя значительные обязанности. В частности, принцип «срубил – посади» был как хобби. Лесопользователь мог это выполнять за деньги федерального центра, но в новой редакции кодекса этого не будет. По новому кодексу он обязан эту работу выполнять самостоятельно. И если он не будет заниматься воспроизводством леса, его можно будет серьезно наказать. Кроме того, множество лесохозяйственных мероприятий, в том числе защитных, также возлагается на лесопользователя. Поэтому при долгосрочной аренде он берет на себя обязательства, которые требуют не только затрат, но и определенной ответственности. Это легко проверяется и контролируется. Раньше при краткосрочной аренде его было трудно даже поймать – зашел, получил, срубил, продал, ушел, и потом вдогонку приходилось искать его, судиться. Теперь на 49–99 лет (срок аренды) он как на ладони.

Сможет ли новый Лесной кодекс решить все проблемы развития лесного хозяйства? Скорее всего, нет, так как документы кодекса разрабатывались при отсутствии сформулированной государственной политики в сфере лесного хозяйства. Такая политика должна опираться на ясно поставленные цели, задачи и идеологию развития, отражающие долгосрочные интересы общества и бизнеса.

 

Почва и судьба

 

Для Башкортостана лес – не только экономический и экологический ресурс, но и среда обитания тысяч и тысяч жителей республики. Для многих поселков и деревень региона весь уклад жизни связан с лесом. Из леса строят дома, он дарит пищу, тепло, здоровье, используется как место отдыха и охоты. В то же время лес является тем сырьевым ресурсом, который может и должен приносить Башкортостану гораздо больше, чем сейчас.

Сегодня освоение расчетной лесосеки в среднем в России составляет всего 22% (этот показатель определяет, сколько используется леса от возможного ресурса). При этом перерабатывается лишь пятая часть от всего вырубаемого леса. Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП РФ составляет лишь 2,5%, а в структуре налоговых платежей чуть более 2%. Недалеко ушли от этих горьких цифр и наши региональные показатели.

Начнем с того, как не нужно использовать лесное богатство в Башкортостане. Неэффективно при любых целях, во-первых, вывозить круглую древесину на экспорт, во-вторых, использовать лесные ресурсы на территориях, вплотную примыкающих к огромным перерабатывающим мощностям (так называемый «съем пенок»).

Сегодня значительная часть древесины, отдаленная от крупной переработки, используется в основном после низкокачественной переработки для местных нужд. Если перечислять основные проблемы башкортостанского лесопромышленного комплекса, то первая из них – недостаток перерабатывающих мощностей.

Вторая проблема – отсутствие в лесу хозяина. Действовавший в рамках еще вчера имевшего место ельцинского законодательства кратковременный характер аренды не стимулировал работавшие в лесу компании к должному уходу за лесом, инвестициям в современные технологии, участию в создании инфраструктуры.

Третья – неразвитая сеть лесных дорог. На большом числе территорий лес вывозится, в основном, в зимних условиях, практически без дорог со значительным ущербом для экологии. Именно из-за отсутствия инфраструктуры 70% потенциально-промышленного леса сгнивает на корню. Практически все лесозаготовительные компании региона работают за счет дорог, построенных еще до 1991 года, и это общероссийская тенденция.

Четвертая проблема – незаконные вырубки леса. Сегодня в Баш­кортостане мы имеем дело с массовой рубкой древесины без разрешительных документов, незаконной заготовкой сверх установленных объемов, скупкой леса, который государство выделяет населению на льготных условиях для личных нужд. Незаконно заготовленная древесина обычно легализуется при последующей транспортировке и продаже. Здесь в один узел завязываются многочисленные нарушения налогового, административного и гражданского законодательства.

 

Что нам стоит дом построить?

 

Необходимо констатировать, что большая часть незаконных рубок и нелегального оборота древесины провоцируется активным спросом со стороны именно тех компаний, в том числе и зарубежных, которые предпочитают сэкономить на легальном сырье.

Для всех понятно: чтобы лес не вывозился за пределы Башкортостана в необработанном виде, нужна целая система комплексных мер. Не все они могут быть реализованы на региональном уровне. До тех пор, пока в РФ на кубометр древесины вывозная пошлина будет составлять 2,5 евро, а, на­пример, на кубометр деревянных шпал – 5 евро, проблема в полной мере решена быть не может. Так ни в одной экономике мира не бывает, так как такая политика стимулирует вывоз сырья, а не готовой продукции.

Цена леса на корню в Башкортостане пока еще слишком низка – в себестоимости готовой продукции она составляет только 5%, тогда как в странах Европы достигает 60%. Нигде, кроме России, цена леса на корню не составляет 2 доллара за кубометр, ее необходимо увеличить, как минимум, в два-три раза.

В башкирском лесу остро не хватает транспортных коммуникаций. А без лесных дорог объективно невозможно увеличить объемы лесозаготовки.

Средняя экспортная цена необработанной древесины в наши дни перевалила за $56,4 за кубометр. Это означает, что в средней цене экспортируемой древесины прямые ресурсные платежи (лесные подати или арендная плата, то есть плата за право рубки государственного леса, выплачиваемая лесозаготовителями) составляют всего около 2,5–3%.

В лесном хозяйстве Башкортостана, имеющем полувековой опыт массового проведения мер содействия естественному возобновлению, в настоящее время при ежегодном объеме лесовосстановительных работ более 30 тыс. га доля лесных культур составляет около 35%. На фоне стратегии развития лесопользования, предусматривающей в ближайшие десятилетия доминирование сплошных рубок, и с учетом экономической недоступности искусственного лесовосстановления на всех вырубках представляется закономерным сохранение существенной роли естественного возобновления на длительную перспективу, о чем неоднократно говорилось ранее в публикациях ведущих специалистов отрасли.

Анализ результатов, полученных при исследовании 20-летней динамики формирования насаждений на лесосеках Башкортостана, разработанных с сохранением подроста, позволил выявить ряд статистически подтвержденных зависимостей, дающих возможность прогнозирования параметров будущих древостоев. Основные результаты проведенных исследований дают возможность сформулировать ряд положений, позволяющих оптимизировать комплекс мер содействия естественному возобновлению на сплошных вырубках. Нижним пределом, который обеспе­чивает формирование насаждения с преобладанием хвойных, является встречаемость подроста сосны и ели в 30% от общего объема насаждений и выше.

При этом в сосняках весьма велика роль последующего возобновления, густота которого на этапе молодняка нередко превышает густоту сохраненного подроста. Для обеспечения достаточного уровня продуктивности формирующихся с участием сохраненного подроста насаждений необходима встречаемость естественного возобновления не менее 40%, что гарантирует запас хвойных в средневозрастном древостое не менее 50 куб. м/га.

 

Вопросы новых технологий

 

Несмотря на тесную связь показателей численности и встречаемости подроста, характеризуемую значениями коэффициентов корреляции от 0,80 и более, даже при максимальной сопряженности не всегда обеспечивается формирование желательного запаса хвойной древесины.

Возможно также, что при определении пределов оценки успешности возобновления потребуется учесть различия в связях густоты и встречаемости, соответствующие различным его категориям.

Проведенные исследования ученых Башкортостана подтвердили существенность фактора размеров подроста для формирования насаждений, однако применительно к свежим вырубкам сложно рассчитывать на значительные показатели встречаемости крупных экземпляров из-за их наибольшей подверженности повреждениям при любой технологии лесозаготовок.

Существенная пространственная вариабельность численности есте­ственного возобновления в пределах хозяйственных выделов в значительной мере определяется мозаичностью условий местопроизрастания.

Помимо естественной вариабельности, влияющей на встречаемость естественного возобновления как предварительной, так и последующих генераций, весьма существенна роль применяемых при разработке лесосек техники и технологии. При этом следует отметить, что ожидавшиеся в результате их обновления потенциальные возможности экологизации лесосечно-транспортных работ до сих пор реализуются далеко не полностью.

В зависимости от степени организованности на лесосеке регулярной системы транспортных путей изменяется доля площади с полным уничтожением подроста. Сопутствующее транспортным линиям повышенное уничтожение, по крайней мере, крупного подроста еще более увеличивает и без того значительную мелкоконтурность и пространственную вариабельность числа сохранившихся экземпляров.

Проведенные в ходе последнего пятилетия инвентаризационные и методические исследования в области естественного лесовозобновления Башкортостана показали, что прогнозирование результатов, без которого трудно представить переход к устойчивому лесоуправлению, требует существенного изменения подходов к учету и оценке эффективности проводимых мер содействия.

 

Нормы и формы

 

Действующие в практике лесного хозяйства основные нормативные документы федерального и регионального уровня содержат шкалы, дифференцированные по породам, типам леса и лесорастительным зонам. В текстовой части всех руководств оговаривается необходимость равномерности распределения естественного возобновления по территории вырубки, что, исходя из современных представлений, должно соответствовать его встречаемости не менее 60%. В то же время фактически дифференциации оценок и рекомендаций по градациям встречаемости не уделяется должного внимания. Такое положение является, с одной стороны, отражением трудностей в проведении мер содействия естественному возобновлению, а с другой – не стимулирует внимание к пространственной равномерности облесения лесосек. Дополнительным фактором, который является препятствием к уделению должного внимания этому вопросу, явля­ется низкая дробность выделения и описания выделов, обусловленная разрядом лесоустройства. В результате даже заметно дифференцированные по характеру процесса облесения вырубки на протяжении длительного времени учитываются целиком, что затрудняет планирование и проведение соответствующих мероприятий.

Исследования эффективности сохранения подроста и оставления обсеменителей в среднетаежной подзоне, где в составе формирующихся молодняков существенна доля лиственных пород, показали, что необходимым условием успешности мероприятий по содействию естест­венному возобновлению является последующая организация лесоводственных уходов, от своевременности которых зависит конечный ре­зультат лесовыращивания.

Следует отметить, что повсеместно внедряемые в практику лесного хозяйства Башкортостана автоматизированные системы учета лесных ресурсов позволили бы вести оперативный учет возникающих в межревизионный период таксационных подвыделов, однако трудности натурного оформления и недостаточная обеспеченность органов лесного хозяйства вычислительной техникой соответствующего уровня серьезно препятствуют должному его налаживанию.

Комплексный характер затронутой выше части проблем, сопутст­вующих использованию естественного лесовозобновления, в полной мере отражает содержание лесного хозяйства как отрасли экономики, где предпринимаемые попытки интенсификации, требующие новых подходов, должны в интересах устойчивости учитывать исторически сложившееся положение дел.

 

Территория надежд

 

Придет ли в лесной сектор серьезный бизнес, цивилизованный лесопользователь? Изменятся ли отношения в лесном хозяйстве? Новый Лесной кодекс призван дать ответы на эти вопросы. Сегодня в Башкортостане 62% арендаторов леса – это люди, взявшие лес в аренду от года до трех лет. Они ничем не обременены, срубили лес, увезли, продали и все. Они никуда не вкладывают деньги. Такой арендатор не выгоден государ­ству. Поэтому в Лесном кодексе заложен приоритет для долгосрочной аренды, так как главнее – воспроизводство лесов, выполнение работ в самом лесу, лесопользование. Эти принципы вошли уже в Лесной кодекс, они позволят прийти цивилизованному лесопользователю, обремененному затратами, и он будет заниматься лесным фондом совсем по-другому. В то же время Лесной кодекс не в полной мере отвечает на все вопросы при­влечения бизнеса в лесной сектор.

Передача лесов в частную собственность должна регулироваться отдельным законом «Об обороте земель лесного фонда», как это сделано в сельском хозяйстве. Поэтому такая запись в проекте Лесного кодекса существует. То есть передача лесов в частную собственность в этом проекте отсутствует.

© Эдуард Байков, текст, 2008

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад