Эдуард Байков. Опасные инноваторы

04.11.2015 13:38

ОПАСНЫЕ ИННОВАТОРЫ, или СВЕРНУТЬ С ТРОПЫ МУТАЦИЙ!

(«Новая экономическая газета», № 18 (472), 09–15.05.09)

 

 

Башкортостан – один из наиболее контролируемых на предмет генных модификаций в пищевой продукции регионов РФ. В целях усиления контроля за пищевыми продуктами, содержащими генно-инженерно-модифицированные организмы, и создания условий для реализации прав потребителей, в том числе на получение полной и достоверной информации о товарах, Правительство Республики Башкортостан регулярно дополняет меры по контролю за оборотом генномодифицированной продукции.

Постановлением Правительства РБ производителям, поставщикам и розничным продавцам официально рекомендовано воздержаться от производства, поставок и реализации пищевых продуктов, содержащих трансгенные продукты. А в отношении органов исполнительной власти установлен жесткий императив: им предписано при проведении конкурсов по размещению государственных заказов предусмотреть одним из условий отсутствие ГМО в пищевых продуктах и обеспечить контроль за соблюдением этого условия в госконтрактах.

Для сведения потребителей будет заведен реестр недобросовестных производителей, поставщиков и продавцов, реализующих генномодифицированную продукцию. Ответственным за ведение реестра определена Государственная инспекция РБ по обеспечению контроля за оборотом и качеством продовольственных товаров и защите прав потребителей (Госпродинспекция РБ). В первую очередь наличие информации о генномодифицированной продукции будет проверено контролирующими органами республики в рамках плановых инспекций социально значимых объектов: лечебных и профилактических учреждений, учебных заведений. А на основании заявлений будет произведена количественная и качественная экспертиза пищевых продуктов. Согласно нормативам, без упоминания на этикетке содержание ГМО в продукте допускается в пределах 0,9 процента.

С этим реестром, который будет содержать информацию всех органов государственного контроля и надзора, можно будет ознакомиться в следующем году на официальном сайте Госпродинспекции РБ.

Говоря о проблеме в целом, можно отметить, что производство ГМО – генномодифицированных организмов – на сегодняшний день является быстро растущим сектором мировой экономики. Мировые посевы ГМО к текущему моменту занимают площади более 68 млн гектаров. Современные биотехнологии находят все большее применение в сфере сельского хозяйства, фармацевтики, медицины и других отраслях. В частности, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности производители получают довольно весомые преимущества от использования ГМО. Например, при модификации растения на генном уровне можно добиться повышенной урожайности, увеличить срок хранения, повысить устойчивость к пестицидам. Однако в последнее время в мире довольно остро стоит вопрос о безопасности такого рода технологий. Эта тенденция набирает ход и в нашей стране, об этом свидетельствует недавнее постановление столичного правительства. Но есть и оборотная сторона медали: при высоком содержании ГМО в продукте они способны оказывать токсичное и аллергенное действие на организм человека. Правда, дискуссии по поводу безопасности применения ГМО в пищевой индустрии длятся уже на протяжении нескольких десятилетий, и до сих пор этот вопрос остается открытым.

Генномодифицированные организмы (ГМО) содержат в своем генетическом аппарате фрагменты ДНК других живых организмов, искусственно встроенные туда для улучшения полезных характеристик исходного организма и снижения себестоимости конечного продукта.

Однако действительные последствия потребления генномодифицированных продуктов пока еще плохо изучены. Технология создания ГМО крайне несовершенна, и их потребление приводит к серьезным негативным последствиям для здоровья человека: возникновению онкологических заболеваний, пищевых и аллергических отравлений, повышению устойчивости к антибиотикам и т. д.

Сегодня Россия – одна из самых открытых для ввоза ГМО-продуктов страна. По оценкам экспертов, объем поставляемых в страну генетически модифицированных пищевых добавок, сельскохозяйственного сырья и кормов составляет около 500 тысяч тонн в год. По данным НИИ питания, на сегодняшний день объем потребления трансгенной сои в Европе составляет около 50 млн тонн, в Америке – 500 млн тонн, а в России – 300 тыс тонн…

В Закон РФ «О защите прав потребителей» не так давно была внесена поправка, в соответствии с которой каждый производитель обязан маркировать продукты, содержащие любое количество генетически модифицированных организмов. К сожалению, большинство производителей этого не делают.

Генномодифицированная и контрафактная продукция попадает на прилавки магазинов, а потребитель, естественно, не в состоянии по внешнему виду отличить качественный товар от некачественного. Выход из ситуации – организация соответствующего серьезного контроля качества и маркировки продуктов, внедрение единого знака качества, эмблема которого на продукте говорила бы о том, что он прошел экспертизу и безопасен для здоровья.

Заместитель директора Института физиологии растений им. К. Тимирязева Владимир Цыдендамбаев пишет, что ГМО-продукты используются в ряде стран мира, однако они в обязательном порядке маркируются. При этом одна за другой цивилизованные страны вообще запрещают у себя генномодифицированные продукты.

Такой шаг был бы единственно верным и для нашей республики, в частности для ее столицы – города Уфы. Однако пока что это возможно будет сделать только в отношении продуктов питания, используемых в детских, дошкольных и школьных учреждениях.

Что касается остальных потребителей пищевой продукции, то тут Уфа идет вслед за федеральным законодательством, в котором определен допустимый порог содержания в продуктах питания трансгенов – 0,9%. При этом маркировка генномодифицированной продукции должна стать для поставщиков обязательной: установлен штраф за невыполнение этой нормы в размере 500 тысяч рублей.

На отечественном пищевом рынке высокую степень содержания ГМО имеют такие продукты, как кукуруза и соя, импортируемые из Китая и других государств. В частности, соя активно используется в производстве мясопродуктов, кондитерском производстве и других отраслях пищевой индустрии. С 2010 года в рамках реализации проекта по глубокой комплексной переработке зерна и строительству биоэтанольного завода мы планируем выпускать пшеничную клейковину, которая станет реальной альтернативой использованию сои. Ее питательная ценность и содержание белка значительно превышают аналогичные характеристики соевой добавки.

Производство клейковины будет налажено на основе алтайской пшеницы, которая по своим свойствам считается одной из лучших в стране. Несмотря на то, что цена клейковины будет несколько выше, продукты с ее использованием будут экологически чистыми и полезными для здоровья.

Кто же сегодня ведет контроль за генномодифицированной и контрафактной продукцией? Выборочными проверками должен заниматься Роспотребнадзор, однако результаты его работы не гарантируют абсолютной безопасности на практике. Количество соответствующих специализированных лабораторий как в России в целом, так и в Башкортостане в частности недопустимо мало.

А ведь в ГМО-продуктах на сегодняшний день возможно выявить 88 видов трансгенов, исследования же в указанных лабораториях позволяют определить всего 2–3 их вида.

Об этом пишет в своих трудах представитель Ассоциации «Биологическая, экологическая и продовольственная безопасность» А. Аршинов (его ассоциация занимается разработкой и производством современного контрольно-измерительного оборудования и проведением независимого контроля за биологической безопасностью продуктов).

Независимый контроль за поступающей на прилавки продукцией осуществляет еще одна общественная организация – некоммерческое партнерство «Россия против контрафакта». Членами организации была разработана система добровольной сертификации «Марка года» (аналог советского «Знака качества»). Этот знак качества присуждается только тем товарам и услугам, которые прошли необходимую процедуру тестирования и сертификации. Как сообщают представители организации, такая экспертиза ведется в 18 организованных ими независимых лабораториях.

Проблема также упирается в восстановление системы государственного контроля за продукцией – всем еще памятен советский ГОСТ – и в выделение дополнительных средств из бюджетов всех уровней на модернизацию специализированных лабораторий.

Об опасностях, таящихся в сфере пищевого производства, выступили с совместным докладом российские ученые-пищевики. В их числе директор ГУ НИИ питания РАМН Виктор Тутельян, декан биологического факультета МГУ им. Ломоносова Михаил Кирпичников, декан кафедры вирусологии МГУ Осип Атабеков, директор Института микробиологии и эпидемиологии им. Гамалея РАМН Александр Гинцбург.

Как рассказал Тутельян, не только трансгенная соя опасна (что вынуждает отечественных производителей отказываться от добавления соевого белка при производстве продуктов), но и ее заменители. Например, при производстве сосисок и колбас для получения исходного качества продукта (плотности) необходимо что-то добавить, и производители вместо соевого белка, думая, что избегают проблемы ГМО, добавляют измельченную свиную шкуру, синтетический полимер и коллаген, которые усваиваются организмом на 15–20%. Этим «мы бьем по здоровью населения, – пишет Тутельян, – но никто об этом не говорит».

В свою очередь, Гинцбург подчеркнул: «опасны не столько сами трансгены, сколько неправильное, кустарное создание генетически модифицированных продуктов». «Поэтому особо важна качественная система контроля того, что мы ввозим и что поступает в продажу, и такая система создана и работает», – пишет он.

Подчеркну, что в Уфе имеются достаточные резервы для того, чтобы защитить потребителей от вредных для здоровья товаров. С этой целью, в частности, необходимо объединить усилия государственных структур и независимых организаций, тем более что база для этого уже имеется. Кроме того, необходимо создать рабочую группу для доработки проектов соответствующей нормативной документации. Проблема ГМО требует незамедлительного решения.

© Эдуард Байков, текст, 2009

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад