Эдуард Байков. Ремарк и Тарантино - в одной юбке

22.04.2017 20:12

 

РЕМАРК И ТАРАНТИНО – В ОДНОЙ ЮБКЕ

 

Наталья Максимова опубликовала свою повесть «Бумеранг» в издательстве «Книжный ларек», и этой повести свойственен острый сюжет, драматические коллизии, как и всему, что относится к творчеству Натальи Максимовой. Перед нами предстал криминальный триллер с трагичным сюжетом. Можно говорить только о нём, но я хотел бы расширить рамки и сказать в целом о Наталье Максимовой, как литературном феномене. Кроме «Бумеранга» у нас публиковались такие произведения этой современной писательницы, как «Время донкиходства», «Лучший друг», «Пленник ночи», «Часы жизни». Надеемся и на новые поступления в портфель нашей редакции!

Что точно не отнять у Натальи – так это лихо закрученный сюжет с неожиданными поворотами и обстановку в лучших традициях нуара: то мелькнёт неумолимая фатальность, то покажутся странные и сложные персонажи, то сверкнёт чёрный юмор… Она глубокий, умный и честный человек, и беллетристика у нее прекрасная. Наталья замечательна тем, что в одной капле она видит море. Добавьте к этому и то, что постоянно меняется картина событий — это ли не рецепт отличного детектива?

Больше всего проза Максимовой напомнила мне «Бандитский Петербург» Андрея Константинова и… простите за нескромность, – мой собственный «Бандитский доктор» («Гнев»). Русская криминальная драма…

Некоторые критики относят произведения таких, как Н. Максимова, к так называемой «чернухе» (или – «трэшу»). Поэтому прежде чем продолжать, вспомним, что это за направление в культуре конца ХХ века. Из определения следует, что «чернуха» – это культурное течение в советском и затем постсоветском российском кино и литературе конца 1980-х – начале 1990-х годов. Появилось это течение благодаря тому, что советские времена и сопутствующий им строгий контроль над культурой закончились и в России наступил период «перестройки» и «гласности».

 

Для «чернушного» (сиречь – «трэшевого») направления характерно выставление на первый план различных жизненных явлений негативного характера, таких как жестокость, аморальное и деструктивное поведение, порнография, проституции, наркомания, преступность. Всё, что говорилось о человечности, достоинстве, красоте, стало восприниматься как некий остаток советской пропаганды.

И наоборот, вынесение в своём творчестве самых уродливых сторон жизни, видимо, казалось авторам протестом против советского строя. Иными словами, наконец-то разрешили говорить всё – и оказалось, что под «всем» подразумевается вовсе не стремление человека к лучшей жизни, не желание наконец-то зажить по-человечески, а демонстрация «изнанки».

Потом этот ярлык был наклеен на широкий фронт неонатуралистической прозы, раскрывшей читателю глаза на существование зла в мире… Во всяком случае, данная литература совершенно не свободна по своей сути. Она создана скорее в противовес, в протест. Поэтому свободной быть не может. Стремление авторов «чернушного» направления «вскрыть гнойники» и показать всему миру «язвы» социального общества часто переходит в писание «физиологии» ради «физиологии».

Ничего подобного мы не находим в книгах Н. Максимовой. Тут чёрные стороны жизни вполне дозированы и оправданны. Чтиво от Максимовой – всегда отличный саспенс, в котором читателю порой приходится разгадывать мистические угрозы, а ещё чаще всего психологический триллер с умными и интересными характерами. Попадается в тексте и щедрая южная (я бы сказал, такая итальянского, возрожденческого типа) готика, встречаются всегда отлично прописанные характеры.

Словом, наши публикации этого автора – наглядное доказательство того, что успех писательницы вовсе не случаен. Да и трудно остаться равнодушным, когда по курсу читательского корабля – приключения, романтика, тайны и заговоры плюс отлично выписанные история и быт наших современников!

Литературными приемами и сюжетными ходами можно долго заставлять читателя задавать вопрос «Что же дальше?», но только истинное мастерство писателя может дать окончательный ответ, который подарит эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Любовь автора к жизни делает её произведения, наполненные взлетами, падениями и экзотическими декорациями, особенно интересными. Порой впечатляет и сплав из мифов и современных городских легенд, боевика, мистики и триллера.

Привлекает и нарочитая неторопливость повествования и отсутствие у главных героев детективных сверхспособностей, что с лихвой окупается местным (и временным) колоритом.

Кроме умения выстроить захватывающий сюжет, Максимова обладает и другими важными для писателя качествами. Она хорошо понимает и учитывает читательскую психологию; ей присуще чувство юмора, без которого в разговоре с современным читателем не обойтись; характеры героев в её книгах выстроены с почти математической точностью.

А главное, она точно знает, что хочет людям сказать. И порой история писательницы, особенно о нашем времени – становится по-настоящему мрачная, тогда лёгким чтивом её не назовёшь. Однако у Максимовой есть удивительная атмосфера, писательские тайны и прекрасный авторский слог. Порой автор умело играет стилями: это когда у неё тонко сочетается интригующее правдоподобное следствие и сложный стиль высокой литературы.

Персонажи часто страдают от депрессии, одиночества и задаются вопросами о границах собственных возможностей. Сведённые в сюжетную линию личные трагедии и проблемы важны в повествовании у Максимовой не меньше, чем детективный сюжет и образ нежити, порой порождающей готические кошмары.

Мы ставим в конце каждой книги Максимовой многоточие: мы, как и автор, не можем оставить человека без надежды, без перспективы, ведь именно этим и жив человек. В этом отношении Наталья отличается от большинства представителей так называемой новой прозы. Сейчас множество книг представляют собой просто констатацию хаоса, потерю всех связей. В произведениях Максимовой есть тонкость, любовь к человеку, вера в него. Ну и, конечно, жуть инфернальной эпохи!

Таков, например, «Пленник ночи»: кровь, ужас в ночи и родовое проклятие – вот составляющие для любого успешного триллера. И здесь каждая деталь к месту! Очарование готического романа Натальи складывается из сочетания зловещей истории с ритуальными жестами, обаяния грустной и леденящей сюжетности и завораживающих пейзажей.

Раскрывается жизнь совершенно особенного мира писательницы, о котором с каждой страницей хочется узнавать всё больше и больше. Есть и настоящая пища для размышлений, особенно важная в контексте глобального переосмысления собственной идентичности любым жителем нашей страны после катастрофы распада в 1991 году.

 

© Эдуард Байков, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад