Эдуард Байков. Утилизация - головная боль, огонь - таблетка

04.11.2015 12:56

УТИЛИЗАЦИЯ – ГОЛОВНАЯ БОЛЬ, ОГОНЬ – ТАБЛЕТКА

(«Предприниматель Башкортостана», № 21 (108), 14.12.07)

 

 

Когда в прошлом году в Уфе состоялся первый съезд предпринимателей республики, занятых в сфере охраны окружающей среды, то одним из основных его вопросов был вопрос сжигания мусора, остающегося от бурной предпринимательской деятельности. Год прошел, однако вопрос так и остается открытым.

У бизнеса нарастает экологическая «головная боль». Во-первых, уже вступило в силу в России значительное ужесточение экологических норм. Кроме того, бизнес нуждается для своего развития в размещении комплексов в районах с особым режимом природопользования. Часто специфика работы малого бизнеса диктует невозможность и (или) нецелесообразность с точки зрения рентабельности транспортировки отходов на полигоны.

Также существует безальтернативность высокотемпературного термического уничтожения отходов медицинских и ветеринарных учреждений, служб судебно-медицинской экспертизы, фармпроизводств, морских и воздушных судов и т. д. Наконец, нас ждет прекращение выдачи разрешений на полигонное захоронение любых отходов с 2011 года согласно Директиве 75/442 ЕС. Что называется – приехали-приплыли. Сегодня проморгаешь проблему – завтра опечатают твой бизнес… Пришла беда, откуда не ждали: от природоохранных ведомств.

В свое время съезд выявил, что даже в привлекательной сфере – переработке отходов, где интересы предпринимателей, озабоченных, прежде всего, получением прибыли, максимально сочетаются с интересами общества, дело обстоит далеко не так, как хотелось бы. К примеру, во многих странах перерабатывается, превращается во вторичные ресурсы половина и даже больше всех твердых бытовых отходов. В республике такая работа налажена более или менее успешно лишь в Стерлитамаке и Уфе. Значит – говорили предприниматели – надо заинтересовать бизнес кредитами, налоговыми послаблениями… Сегодня успешно работают в этой области экологии Башкортостана несколько инновационных предприятий, например, ЗАО «Тоско». Однако проблема еще далека от разрешения.

В нашей республике ежегодно образуется 360 килограммов твердых бытовых отходов на одного жителя, избавиться от которых можно двумя способами: переработать либо захоронить.

К сожалению, пока 90% отходов в Башкортостане подвергаются захоронению (депонированию) на полигонах, хотя это связано с транспортными расходами и отчуждением больших территорий. Кроме того, эти полигоны зачастую не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим требованиям и являются вторичными источниками загрязнения окружающей среды.

Но если от обычных отходов еще можно избавиться путем депонирования, то, например, некоторые виды медицинских отходов подлежат только термической переработке, поскольку они представляют опасность, связанную с риском инфекционного заражения или распространения инфекций.

Постоянно ужесточающиеся требования к окружающей среде выдвигают все новые требования к обращению с отходами. Как следствие, рынок постоянно предлагает новые эффективные и полезные решения. Именно поэтому экологам близки такие идеи и принципы деятельности, при которых в сфере утилизации мусора постоянно будут задействованы как малые, так и крупнейшие предприятия России. Это, в свою очередь, позволит успешно расширить географию экологически чистых зон. Сегодня на карте Российской Федерации практически не осталось крупных мегаполисов, где не было бы произведено попыток следовать грамотному и рациональному подходу в решениях по экологии и переработке отходов.

Как за спасительную соломинку хватается бизнес за мусороподжиг, технологии которого более щадящи для окружающей среды, чем практика хранения мусора на полигонах. Если мусор сжигается на свалках, люди вдыхают продукты горения – далеко не самые полезные, которые распространяются в широком радиусе, превышающем пределы санитарно-защитной зоны того же завода, в котором механизм защиты продуман значительно тщательнее.

Однако термическая утилизация любых твердых отходов требует соблюдения определенных технологических приемов, так как в противном случае вместе с дымовыми газами и золой в окружающую среду могут попасть вредные вещества. Это происходит потому, что при обычном слоевом неквалифицированном сжигании имеет место перепад температуры по высоте слоя – от 1100–1200°С в огневой (нижней) зоне до температуры окружающей среды в зоне загрузки. По мере прогрева материала последовательно происходят процессы сушки, пиролиза (термического разложения) органики и горения выделяющихся продуктов, а поскольку эти процессы происходят комплексно и одновременно по всему слою загрузки, часть дымовых газов неминуемо покинет слой, так и не соприкоснувшись с огневой зоной. Значит, какая-то часть выделившихся газов так и не побывает в зоне высоких температур, гарантирующих их огневое обезвреживание.

Мусоросжигательные заводы пагубно влияют на здоровье детей, живущих поблизости от подобных предприятий, – такие дети становятся более подверженными аллергическим реакциям, чаще простужаются, жалуются на свое здоровье и на бездействие медицинских препаратов. К таким результатам привели исследования организации «ЭкоХаус», проведенные в Бельгии.

Люди, живущие сегодня недалеко от действующих мусоросжигательных заводов, испытывают усугубляющиеся симптомы легочных и респираторных заболеваний – одышку, бронхит, хронический кашель.

В обычных крупных мусоросжигательных устройствах борьба за безопасность атмосферы обеспечивается на стадии газоочистки с применением скрубберов, электрофильтров и прочего специального оборудования, хотя при этом требуется очистить большие массы дымовых газов от сравнительно небольшого количества вредных примесей.

Альтернативой обычным методам термической переработки твердых отходов являются технологии, предусматривающие предварительное разложение органической составляющей отходов в бескислородной атмосфере (пиролиз), после чего образовавшаяся концентрированная парогазовая смесь (ПГС) направляется в камеру дожигания, где в режиме управляемого дожига газообразных продуктов происходит перевод токсичных веществ в менее или полностью безопасные.

Принципиальной положительной особенностью пиролизных технологий уничтожения органических материалов, позволяющих обеспечить экологическую безопасность выбросов, в том числе и хлорсодержащих, является возможность управляемого сжигания при высокой температуре концентрированной неразбавленной парогазовой смеси (теплота сгорания 6680–10450 кДж/м3), что позволяет обеспечить высокую (1200–13000°С) температуру всего объема продуктов сгорания.

При этом выделяющийся при пиролизе хлорсодержащих материалов активный хлор уже в камере термического разложения немедленно реагирует с обязательным продуктом пиролиза любой органики – водородом, образуя стойкое соединение HCl, которое далее легко нейтрализуется на стадии доочистки. Тем самым предотвращается образование диоксинов и фуранов.

Инновации в сфере мусороподжига обеспечивают обязательное прохождение всех покидающих устройство продуктов через огневую зону, то есть огневое обезвреживание, что в сочетании с дополнительными очистными устройствами гарантирует экологически чистую утилизацию твердых отходов.

Сегодня в мире уже имеется новая технология переработки отходов. Она предназначена для того, чтобы с помощью малогабаритных установок (модулей) решить проблему экологически чистой утилизации отходов непосредственно в местах их образования, вместо дорогостоящего и опасного с точки зрения экологии депонирования на полигонах

Переработки и утилизации огнем подлежат медицинские отходы ЛПУ (классы А, Б, В) и ветстанций, бытовые отходы коммунального хозяйства, пищевые и технические отходы: резинотканевые и текстильные, в том числе промасленная ветошь, пластмассы, резина, автомобильные шины, твердые отходы лакокрасочных производств, нефтешламы, отбросы с решеток станций аэрации и другие отходы, содержащие органику.

А вот в Петербурге решили сжигать даже… осадки сточных вод! Здесь построили соответствующий завод. 30 лет вокруг города формировались полигоны отходов, закладывалась мина замедленного действия, и она бы сработала рано или поздно, нанеся ущерб Санкт-Петербургу и региону в целом.

Случилась реальная экологическая революция. По данным, представленным ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с конца 1970-х годов иловый осадок вывозился на специальные полигоны, совокупная площадь которых на сегодня превышает 170 га. Там размещено более 6 млн кубометров илового осадка. Планируется, что в 2008 году складирование осадков на полигонах будет полностью прекращено. Новый завод на ЮЗОС построен, в основном, на грант Европейской комиссии в размере 24,9 млн евро, предоставленный в рамках программы глобальных инвестиций.

С помощью использования пиролизной технологии можно добиться того, что выброс в атмосферу вредных компонентов не будет превышать норм ПДК, принятых на территории РФ. Кроме того, если будет достигнута маломасштабность и территориальная рассредоточенность мусороподжига, то не будет и опасности негативного влияния выбросов от каждой отдельной установки на атмосферный фон даже без дополнительных средств очистки дымовых газов.

Мусороподжиг необходим в черте города для предотвращения накапливания отходов на мелких предприятиях малого бизнеса, а также для ликвидации локальных накоплений отходов и т. п. Жизнь доказала: можно одновременно экологически чисто уничтожать отходы и экономить средства, затрачиваемые обычно на их вывоз и на теплоснабжение.

Для утилизации мусора огнем на российском рынке имеется сегодня широкий выбор оборудования от ведущих зарубежных производителей, таких как «EUROPRESS OY» и «LAITEX OY» из Финляндии, «EUROPRESS GmbH» из Германии, «BRAMIDAN» из Дании и «VESPA» из Болгарии.

Одно из новшеств мусороподжига – трехступенчатая очистка дымовых газов. Подобной системы в России пока нигде нет. Выбросов в атмосферу при такой системе будет в несколько раз меньше, чем обычно.

Еще одна инновация: промышленные стоки мусороподжига могут быть собраны для повторного использования в производстве. Предприятие намеревается использовать эти стоки для производства электро- и теплоэнергии.

Тепловая энергия, производимая средних размеров мусоросжигательным заводом, построенным по европейской (например, австрийской) технологии, может составить 400 миллионов КВт-ч/год, а электроэнергия – 43 миллиона КВт-ч/год. Полученным от такого завода теплом можно обогреть около 15 двадцатиэтажек! Шлак, полученный в результате сжигания мусора, может пригодиться при строительстве дорог.

Бизнес обязан следовать интересам заказчика, ставя перед собой задачу поиска хозяйственно-эффективного решения на всех этапах переработки отходов, большая часть из которых должна найти свое применение в сфере торговли, супер- и гипермаркетах, на промышленных производствах и мусорных полигонах.

И это обязательно случится – не сегодня, так завтра!

© Эдуард Байков, текст, 2007

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад