Евгений Юрченко. Катастрофа Robinson R-66 над Телецким озером

24.03.2017 22:20

КАТАСТРОФА ROBINSON R-66 НАД ТЕЛЕЦКИМ ОЗЕРОМ

 

Так уж случилось, что беда стряслась с хорошей, красивой компанией старых знакомых, позволившей себе в очередной раз собраться вместе, полюбоваться красотами пейзажей Алтайской природы, оценить которую можно только самому, а своими глазами увидеть дано не каждому. Особенный восторг вызывают пейзажи, если наблюдать их с высоты первых сот метров с самолёта, и, чем ниже полёт, тем прекрасней отражения в воде берегов с их растительностью, со всеми цветами радуги.

А по пути появилась запланированная возможность отдохнуть, расслабиться в знаменитых Горячих Ключах, погреться, подлечиться в горячих бассейнах, насладиться встречей, что тоже дано не каждому.

В этот раз, возвращающуюся компанию во 2-й половине дня на базу Самыш, на вертолёте Робинсон-66 12 февраля 2017 года, непогода заставила в 18 часов 30 минут приземлиться в урочище Кокши. Сойдя с вертолёта, перебивая друг друга, компания громко и весело восторгалась увиденными живыми картинами Алтая! Собрались в местном аэровокзале, пили чай, сыпали прибаутками, смеялись. Погода не улучшалась, снег усилился, закрывая соседние строения. Хозяева уговаривали, предлагали переночевать. «Куда лететь в такую погоду, да на ночь глядя, подумайте господа хорошие!»

Лётчик вертолёта, опытный пилот-инструктор Дмитрий Ракитский, раньше облетевший вокруг земного шара, садившийся на Северном полюсе, вышел посмотреть, оценить, принять решение, вернулся, вздохнул, покачал головой.

Подошла супруга Елена Ракитская: «Дима, так зачем же ты забрал нас из отеля, отдохнули бы ещё денёк?» Муж ничего не ответил, посмотрел на часы. Подошли остальные путешественники – бизнесмен, генеральный директор Heli Club Анатолий Банных с подругой, своим заместителем по продаже, прилетевшей для деловой встречи, Марией Козинцевой (в последний день согласившейся на экскурсию на вертолёте, уже с билетом на руках на завтра, чтобы улететь в Москву), Чемпион России по парашютному спорту, совершавший прыжки с 3-километровой высоты 58-летний Глеб Вореводин.

Вошедшая женщина (с алтайским говором): «Ну вот, снег-то перестаёт, устал видно! Поглядите-ка сами, дело ваше, можеть и ришитися, ишо немножка видна!» Подошёл сосед, внимательно обходит вертолёт: «Нада же придумали, а коли нашу мельницу положить на бок, да раскрутить мотором, тожа полетит наверна?»

Увидел выходящую компанию, подумал: «Гляди-ко, знать, уговорила хозяйка лететь?!..»

Попрощавшись, полезли в вертолёт, машут руками.

Заработал мотор, сначала медленно, потом всё быстрее закрутились лопасти винта, обдало поднявшимся вихрем снегом. Провожавшие отступили. Вертолёт приподнялся, повернулся на одном месте, сильнее обдал снегом, включил фару, и, задрав хвост, полетел через озеро. На часах 20 часов 15 минут.

Очевидец из Кокщи Сергей Усик:  «Включили прожектор, полетели, было видно, пролетев на запад метров 800, повернули назад, потом опять ещё раз повернули туда, стало не видно. Раздался всплеск, прожектор погас»…

…20 часов 20 минут.

 

Считаю, что нужно рассказать о природе этих мест. Когда-то, уже давно, пришлось полетать с геологами и по Ямалу, Алтаю и восточнее по Сибири.

Четыре большие реки текут по России, только Волга на юг, остальные с притоками – Обь, Енисей и Лена, все на север, несут свои тёплые воды в Северные моря и Ледовитый океан.

Если лететь на север по Телецкому озеру, оно, сначала на север километров 60, поворачивает на запад, тоже километров 40, питает реку Бия, а Бия, то широкая, то узкая, как змея извиваясь, течёт до самой Оби и впадает в нее! По утрам, остывая за ночь, и к вечерам, зажатое высокими берегами, озеро и река Бия, над охлаждённой водой, из-за понижающейся температуры, в процессе конденсации водяного пара всегда образуется туман.

В зимнее время снегопады, ухудшающие видимость, чем ниже, тем меньше до нуля, а при близких к нулю температурах хорошие условия для обледенения, как бич для авиации. На самолёте Ан-2В, на поплавках, сложно садиться в безветренную погоду, когда трудно определить высоту над зеркальной водой, приходится садиться вдоль берега, рядом, параллельно. Воздушные потоки часто меняют свои направления, а при встрече друг с другом возникают вертикальные течения с мощной болтанкой.

А ещё, рассказывая об Алтае, нельзя не сказать, не вспомнить о знаменитых сопровождающих реки Обь и Бию дорогах, трактах Чуйском и Салтонском, и других! О которых сложено народом столько песен! «…Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездило там шоферов…»

Каждому уровню опыта соответствуют свои, чисто индивидуальные способности. Наверное, было ошибкой принятие решения на вылет в такую погоду, в условиях снегопада, возможного обледенения, ночью включения фар, когда создан световой экран и малая высота полёта?! А проявить своё разумное намерение, переночевать, доставив себе и пассажирам продление радостей деловых встреч?!..

Попав в условия обледенения, много времени не потребовалось, винт быстро затрясло, амплитуда лопастей достигла критических значений, было достаточно резкого увеличения шаг – газом, конструкция не выдержала, винт развалился и – падение.

Сколько раз на Ан-2, попав в условия обледенения, в полёте, мне приходилось брать фиксирующую управление струбцину и, открыв левую форточку, правой рукой, по потоку, снизу вверх, стучать по поддерживаемой ленте расчалок, достигающих колебания до 8–10 см., раскачивая самолёт! И левой рукой с правого сидения! А то – звёзды в глазах!..

 

Уже на следующее утро, несмотря на плохую погоду, «Алтай-Авиа» организовала поиски пропавшего вертолёта! Были задействованы все возможности, в населённом пункте Яйло создали штаб по организации поиска, на вертолёте Ми-8 доставлены бригады спасателей, число которых достигло 197 человек, 36 единиц техники. Обследованы акватории и берега у кордона Кокши на «Орго» – судне на воздушной подушке, и дно с помощью подводного аппарата «Фалькон» с теплохода «Ярославец».

Результаты доставлялись в базовый лагерь. Были найдены обломки вертолёта, прибитые волнами к берегу, тело одной из пассажирок. Позже опознанное, как тело жены пилота – Елены Ракитской, успевшей, видимо, открыть дверь и покинуть, выпрыгнув, падающий вертолёт!

Было совершено 49 полётов с налётом 66 часов. Обследованы более 10 квадратных км площади озера. В том числе гидролокаторами 8 кв. км. Водолазами до 10 тысяч кв. метров до 30-метровой глубины. Найдены фрагменты кресел. Увы, до сих пор не найдены – пилот и 3 пассажира.

Всегда надо думать о соразмерности времени, средств, могущих возникнуть при не обоснованном принятии любого решения.

Анализируя событие, пришлось вспомнить, что в 2009 году Анатолий Банных уже попадал в катастрофу с вертолётом Ми-8 у горы Чёрной, при запрещенной охоте на горных козлов – архаров. Тогда из 11 человек выжили 4, погиб полпред Президента РФ Александр Косопкин.

Вспомним катастрофу с губернатором Александром Лебедем, взявшим всю ответственность на себя, уговорив пилота лететь: «Лететь, дорогой, лететь, ты же опытный пилот, беру всю ответственность на себя»! Тогда пилот вертолёта Ми-8, нарушив минимум, зацепил провода ЛЭП. Вертолёт упал, погибли люди, и через 4 часа скончался А. Лебедь.

Проверка показала, что медицинская справка пилота Ракитского была просрочена, считаю это и не важно, вылет не был согласован с диспетчерскими службами.

Возбуждено дело по статье… гибель по неосторожности 2-х и более лиц!

 

© Евгений Юрченко, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад