Ильдар Атауллин. Уходили добровольцы...

26.02.2017 00:32

УХОДИЛИ ДОБРОВОЛЬЦЫ НА ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ…

 

В настоящее время порядка 120 уроженцев Башкортостана находятся в рядах ИГИЛ (запрещенная на территории РФ организация). Об этом, по информации уфимского оппозиционного издания «ProUfu», заявил на очередном заседании комитета по МСУ, институтам гражданского общества и СМИ Госсобрания РБ председатель Совета по делам религий Вячеслав Пятков.

 

«Им в другую сторону…»

 

Налицо не катастрофичная на фоне других регионов, но печальная динамика роста количества рекрутов в рядах ИГИЛ и из Башкортостана. Если, например, полгода назад тем же спикером озвучивалась официальная цифра о наличии 70 жителей республики в рядах ИГИЛ, то сегодня речь идет уже о 120 представителях региона. Он напомнил, что в их числе оказались даже люди почти пенсионного возраста, а именно 57-летний уроженец Кумертау Дамир Тулиганов (уехал в Ирак с семьей еще в 2015 году, где выложил в Интернет ролик с проклятиями муфтиям Башкортостана и России и призывами идти на джихад; по некоторым данным, его нет в живых).

Конечно, отток в ИГИЛ важная, но не основная проблема Башкортостана: более важной является внутренняя стабильность в общинах республики. Пока радикалы ИГИЛ не нашли себя ни в одной из серьезных групп уммы Башкортостана, включая неформальные. Помимо официальных муфтиятов, против ИГИЛ выступили и суфийские, и салафитские джамааты (общины). Самое крупное неформальное объединение просалафитских общин «Шура РБ» жестко отвергли ИГИЛ, а ее лидер Ишмурат Хабибуллин выступил в Интернете с разоблачением этой террористической организации, за что был приговорен ИГИЛовцами к смерти, о чем также в своем выступлении упомянул Пятков.

Я уже писал о том, что параллельно ЦДУМ и ДУМ РБ, в республике функционируют мусульманские структуры, наладившие свою деятельность еще в 90-е годы. К концу нулевых годов главной конфликтной проблемой были ваххабиты и «Нурджулар». Теперь роль дестабилизирующего фактора в умме республики, по словам В. Пяткова, заняли хакканиты (группа турецкого шейха Мехмета Адиля Хаккани, считающаяся исламоведами нео-суфийской и нео-османистской). Именно представители этой группы привносят раскол и сумятицу в умму мусульман Башкортостана.

 

Игры «патриотов»

 

Прокомментировать ситуацию мы попросили известного обществоведа, специалиста по этноконфессиональной конфликтности в Башкирии, кандидата философских наук Азата Бердина.

– Обсуждать цифры следует весьма внимательно, помня о том, что сами по себе они мощный источник манипуляции сознанием. Цифра в 120 человек вполне реалистичная, хоть и скорее по максимуму: т. е. как совокупный учет оперативной информации. Интересно другое: нигде, кроме самого «ProUfu», цифра не фигурирует, а сама речь Пяткова, из которой она якобы взята, не приводится читателям, – о ней известно только из комментариев журналистов самого «ProUfu». Зато удивительным образом ее оперативно и агрессивно комментирует целой статьей в той же «ProUfu», казалось бы, сторонний человек – известный журналист БСТ Салават Хамидуллин, тесно связанный с мюршидом хакканитов Салаватом Кильдиным (ранее бывшего директором ВГТРК Башкортостана), сопровождая замечаниями, естественными при комментировании прослушки, а не серьезном обсуждении спикера: «далее речь сбивается» и т. д. Самого текста Пяткова нигде нет, но «ProUfu» уже неделю яростно критикует его, добавляя все новые подробности, однако не показывая данную запись публике. Подобная манипуляция читателем, думаю, это просто попытка увести от озвученной Пятковым на совещании, по словам самого Хамидулина, проблемы: конфликтности самих хакканитов. Но она бесспорна. Даже самые отмороженные радикалы, даже те, кто ныне в тюрьме или в Сирии, никогда не претендовали в РБ на политические роли. Хакканиты же соединили религиозное движение с заявкой на политическое влияние. Фактически их рупором стала самая мощная оппозиционная газета Башкортостана – «BONUS» с сайтом «ProUfu», обладающая бесспорной финансовой поддержкой БФ «Урал». Из разнообразных религиозных групп РБ только хакканиты претендуют на дестабилизацию и свержение глав целых муфтиятов и государственных структур – ДУМ РБ и Совета по государственно-конфессиональным отношениям. Но при всех своих недостатках, муфтияты сейчас являются единственным традиционным институтом взаимодействия мусульманской уммы и структур государства. Особенно это касается ДУМ РБ, 100-летие которого республика готовится отпраздновать в следующем году. Поэтому попытки дестабилизировать этот институт встречают вполне понятную озабоченность государства и общества. И, думается, всегда останутся в башкирском обществе маргинальными.

 

Главный же вывод, который напрашивается из вышеизложенных фактов тот, что гражданская война, идущая на землях священного Шама, таковой стала не только для выходцев из Средней Азии, Северного Кавказа, соседнего Татарстана, но теперь и для жителей Башкортостана.

 

© Ильдар Атауллин, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад