Людмила Виноградова. Путевые заметки: Екатеринбург

09.11.2016 21:08

06.09.2016 20:50

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Города и люди. Екатеринбург

 

Знакомство с новым городом так же, как и с новым человеком, всегда интригует и влечет. Загадочно, интересно, непредсказуемо…

Это тайна, которую хочется раскрыть. Никогда не знаешь, какие чувства будут бушевать в тебе – любовь, раздражение или безразличие…

Город посредине Руси. Екатеринбург. Именно сюда примчал меня воздушный лайнер. Первые впечатления всегда самые яркие, но не всегда самые верные.

В иной город можно влюбиться с первого взгляда, а потом – разочароваться, а другой не понравится тебе вначале, но зато впоследствии, постепенно, по капельке ты будешь им очаровываться, и он западет тебе в душу. Станет твоим другом, и ты всегда будешь стремиться к нему снова и снова.

Итак... Первые впечатления. Город-трудяга. Степенный. Медлительный. С небольшой хитринкой, свойственной русскому мужику.

Здесь нет лоска, художественных ухищрений, приукрашивающих фасад и создающих видимость легкости и беспечности. Здесь все основательно и строго.

Рядом по соседству мирно уживаются современные высотки в 23 этажа из стекла и бетона и крохотные рубленые домики начала XIX века, в которых жили прославившие этот город люди, сказочник Бажов, например.

Рядом стоят двух-, трех-, четырехэтажные «хрущевки». Дома стоят, как говорят в народе, в тесноте, да не в обиде. Здесь нет больших дворов, широких проспектов, зато обыкновенные дороги разделены лесопосадкой, как в старые добрые времена.

На этих разделительных полосах посажены яблони. От бело-розового цвета все преображается и приобретает такой добрый, уютный и милый вид, что на душе теплеет. Кое-где из-за скопления домов показывается то сосновый, то березовый лес.

Сосны-богатыри, стройные, могучие, прямые. И березки-невестушки, гибкие, нежные. Леса чистые, как будто в них сделана генеральная уборка. Нет никакой поросли. И везде, куда доходит взгляд, видны одни только ровные стволы.

Много храмов. Они прекрасны. Лучи солнца отражаются в золоте куполов, и яркий свет слепит глаза. Гремят трамваи. Гудят автобусы. Мчатся машины. Движение большое, и от пробок никуда не деться… Много промышленных предприятий.

 

Город не вызывает восторга или радости. Город вызывает чувство гордости! В нем русский дух, в нем Русью пахнет! Да, старой, купеческой Русью! Не могла уйти от этого чувства…

И появляется чувство уверенности, что этот город, созданный Екатериной, будет стоять вечно! Он остался таким, каким она планировала его создать – городом, обеспечивающим могущество Руси.

Днем здесь нет праздношатающихся людей. Никто никуда не бежит, не толкается. Люди дружелюбны, отзывчивы. На вопросы отвечают обстоятельно и полно.

…Первое здание, на котором остановился мой взор, это дом губернатора. Великолепный особняк, история создания которого уходит к началу XIX века.

Старинная, интереснейшая постройка, которая правда перетерпела многократные изменения. Окна выходят на набережную Исети.

Через дорогу стоит часовенка и небольшой сквер, в котором на клумбах цветут анютины глазки. Это проспект Ленина.

И вот взору открывается грандиозный храм… Не спрашивая, понимаешь, что это храм Спаса-на-Крови в честь всех святых, в земле Российской Просиявших.

Это громадный, величественный памятник невинно убиенным Николаю II и его семье. В храме два яруса. В верхнем ярусе идет ремонт. Служба проводится в нижнем. Там, где была расстреляна семья Романовых.

На боковой стене мемориальные доски. Спокойные. Светлые.

Расстрельная комната, с остатками конструкции Ипатьевского дома, посредине алтарь, а вдоль стен – цветы. Странное чувство охватывает. Ты невольно крестишься и говоришь про себя: «Господи прости!»

Охватывает невольное чувство страха и ужаса за Русь, за весь народ, ставший свидетелем этого преступления.

Екатеринбуржцы замаливают общий грех. Но, видно, не одному поколению придется это делать…

В ансамбль храма включен памятник царской семье, семь скорбных фигур изображены в момент спуска семьи в подвал дома на расстрел...

 

В храмовом комплексе, расположенный на Ганиной Яме, душа холодеет.

В одну из шахт рудника были сброшены останки царской семьи, предварительно облитые керосином и сожженные. Эта место огорожено, и вокруг служители храмов ежедневно совершают покаянные крестные ходы.

В этом комплексе семь великолепных храмов в честь великих святых, особо почитаемых членами семьи последнего императора.

Крест-мощевик… Красивейшее место… Вокруг – сосновый лес. Тишину нарушает только звон колоколов.

Сейчас здесь находится мужской монастырь. В центре установлен памятник Николаю II, возле которого всегда лежат живые цветы. Выставлены фотографии из семейного альбома Романовых.

 

И последнее, что нам показали в Екатеринбурге, это Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

С огромным интересом посмотрела крупнейшую коллекцию Каслинского чугунного художественного литья, центром которой является павильон, созданный по проекту петербургского архитектора Е. Е. Баумгартена для Всемирной Парижской выставки 1900 года.

Это единственное сооружение из чугуна, занесенное в список памятников истории и культуры ЮНЕСКО.

Во втором зале – коллекция камнерезного искусства Урала.

Третий зал – русская живопись XVII–XIX веков.

 

Нельзя за три дня узнать город, который образован в 1781 году. Я не говорю Екатеринбургу «прощай», я говорю ему «до свидания»!

 

© Людмила Виноградова, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад