Тимур Савченко. Черный снег Новороссии

13.03.2017 21:44

ЧЕРНЫЙ СНЕГ НОВОРОССИИ

 

Нашлись!

 

Слегка волноваться за наших друзей – Александра Шабанова и Александра Ковалева, отравившихся на Донбасс с грузом гуманитарной помощи, мы начали на третий день их отсутствия. До этого Александры позвонили из Донецка, сообщили, что добрались благополучно, все хорошо. Но после связь с обоими «боевыми братьями» пропала. В голову полезли самые нехорошие мысли – ведь не в Сочи на отдых отправились люди, а в зону боевых действий…

На четвертый день разволновались всерьез. Созванивались с донецкими товарищами – узнавали, где ейчане, но нам отвечали, что они уже уехали, и где находятся сейчас наши земляки, они не знают. И вот, на пятый день, раздался телефонный звонок, и я услышал уставший, глухой голос Александра Шабанова: «Привет! Мы уже подъезжаем к Ростову. Вечером будем в Ейске». Гора беспокойства упала с плеч – живы! Но, тут же, накатила злость – где же вы мотались, почему не отвечали на звонки? Ну, только появитесь!..

На следующий день заглянул на работу к Александру – узнать подробности донбасского похода. Видно было, что мой друг утомлен тяжелой поездкой. Лицо осунулось, а в волосах, кажется, прибавилось седины, но глаза смотрели весело и довольно – 52-й гуманитарный рейс, организованный ейским отделением ВООВ «Боевое братство», дошел до места назначения. Продукты, одежда, медикаменты, которые долго и заботливо собирали ейчане, жители станиц района и даже уфимцы, попал тем, кто в них нуждался.

Услышав рассказ Александра, решил написать эту статью. Видимо, последнюю свою статью о Донбассе. Почему последнюю? По двум причинам: во-первых, сложно конкурировать с телевидением, которое не оставляет своим вниманием эту тему в последнее время. А во-вторых, не вижу в этом смысла. Ведь я писал о войне в Новороссии не для того, чтобы развлечь почтенную публику страшными историями, а для того, чтобы призвать людей реально помочь жителям и защитникам Донбасса – кто чем может.

К сожалению, из года в год, по-настоящему помогает ДНР и ЛНР не так уж много человек. Прочие остаются безразличными к чужой беде. Касается это и большинства членов «Боевого братства». Не раз доводилось слышать от этих орденоносцев-ветеранов заявления типа: «Обязательно помогу продуктами! Как-нибудь потом, в следующий раз. Ждите». Ну, как известно, обещанного три года ждут… Зато, охотно помогают простые люди – медики, пенсионеры, фермеры, священники, врачи, учителя, актеры, журналисты. Не остается в стороне и администрация нашего района. Низкий им поклон за доброту и отзывчивость!

 

Путин – наш кумир

 

Первым пунктом остановки наших Александров стал осажденный Донецк. Здесь до сих пор гремят взрывы – ни о каком режиме тишины и речи нет. Минские соглашения, худо-бедно выполнявшиеся на протяжении последних месяцев, разорваны в клочья и развеяны по ветру украинской стороной. Идет настоящая война без грима и прикрас.

 

Перед «боевыми братьями» стояла непростая задача – разделить груз между несколькими подразделениями, чтобы никого не обидеть. А груза этого, не сказать, что было очень уж много – около полутонны удалось впихнуть в трудягу пикап. Тем не менее, досталось всем. Очень радовались бойцы Новороссии и муке, и крупам, и тушенке. С умилением поглаживали трехлитровые банки с крепенькими кубанскими помидорами и огурцами, присланными ейчанами. Довольно хрустели сушками, которых привезли огромный мешок. Очень кстати оказались медикаменты и перевязочные материалы. Раненых много.

Здесь, в Донецке, Александры познакомились с добровольцем из французского Нанта – Полем. Или, как окрестили его сослуживцы, – Пашей. Потомок русских белоэмигрантов – он довольно бегло говорит по-русски. Приехал защищать свободу Донбасса, и таких добровольцев-иностранцев в Новороссии немало. Сербы, итальянцы, финны, немцы, чехи, испанцы, американцы… Не так давно появилась информация, о том, что в украинскую тюрьму был брошен доброволец из Бразилии. Будем надеяться, что храброго бразильского кабальеро удастся обменять на пленных украинских солдат, которых на Донбассе целые роты.

 

Интересные вещи об отношении в Европе к России и к ее президенту рассказал француз. По его словам, Владимир Путин – настоящий кумир для большинства молодых людей во Франции, Германии, Италии и других «старых» европейских странах. Футболки, шарфы, бейсболки с его изображением – настоящий писк моды. Даже суровые английские футбольные фанаты обожают щеголять в одежде с портретом российского лидера. Вот вам и Европа! Не станем же осуждать всех европейцев без разбора – очень многие ее граждане относятся к нам с теплотой и уважением, в отличие от официальных властей.

Прощаясь, Поль-Паша сказал, что в скором времени на помощь Донбассу приедет и несколько его друзей. Сам же француз служит в… Впрочем, не буду упоминать название воинской части. Недавно с удивлением узнал, что мои тексты о Новороссии размещены на… украинском сайте «Миротворец». Не буду облегчать задачу господам из СБУ. Единственно, хочется пожелать им уделять больше внимания проблемам Украины, погрязшей в коррупции, разгуле преступности, правовом беспределе.

 

Танки горят…

 

Однако настала пора «боевым братьям» покидать Донецк, прощаться с друзьями и товарищами. Им еще предстояло выполнить важную миссию – доставить одному из подразделений Луганской народной республики дизельгенератор, подготовленный для них дончанами.

Наши СМИ, говоря о событиях на Донбассе, уделяют большое внимание Донецку, как-то забывая об ЛНР. Между тем, ситуация на Луганщине ничуть не лучше. Единственно, Луганску повезло больше своего «старшего брата» Донецка в том плане, что линия фронта проходит в относительном удалении от города. Но на границе республики бои не прекращаются ни на день. Электричества на позициях народной милиции нет – живут люди, как в старину: пищу готовят на кострах, в полевых кухнях на дровах, вечерами зажигают светильники из артиллерийских гильз с фитилем… Поэтому, автономный источник электроэнергии был для ополченцев настоящим техническим прорывом. По дороге на позиции подразделения, Александры посетили и школу-интернат – благо, среди продуктов было и несколько коробок с выпечкой. Детишки и их воспитатели оценили ейские гостинцы по достоинству. Достались маленьким луганчанам и три объемных пакета с детской одеждой и обувью.

 

Но вот и линия фронта. Окопы и блиндажи народной милиции ЛНР. Торчат из гнезд стволы пулеметов, вьются дымки над полевой кухней, реет трехцветный флаг республики. А метрах в семистах уже украинские позиции под жевтно-блакитным стягом. Между ними село в 20–30 дворов, где даже работает магазин! Этот хуторок неоднократно переходил из рук в руки, но жителям, можно сказать, еще повезло – дома не обстреливают. Жизнь там продолжается. Под звуки разрывающихся мин и снарядов. Даже белые джипы ОБСЕ периодически наезжают с инспекцией. Только селяне таким гостям не слишком рады – считают их совершенно бесполезными.

– Нелегко было добраться до позиций ополченцев – дороги совершенно разбиты, – но выбраться оказалось гораздо сложнее, – вспоминает Александр Шабанов. – Не прошло и часа после нашего приезда, как украинские военные и каратели из территориальных батальонов открыли по нам ураганный огонь. И не из автоматов и пулеметов – это на фронте и огнем-то уже не считается – работала артиллерия и минометы. Я такого обстрела с 2014 года не припомню! Два дня мы просидели в укрытии. Несколько раз готовы были проститься с жизнью – так мощно по нам долбили. Несколько бойцов ЛНР были убиты и ранены. Слава Богу, мы привезли с собой кровоостанавливающие и антишоковые препараты – они тут же пошли в дело. Но и солдаты Новороссии не остались в долгу – ответным огнем было уничтожено немало танков и другой бронетехники украинских военных. Всю ночь в небе стояло зарево пожаров над украинскими позициями, и слышались сирены машин скорой помощи, вывозящих раненых. Страшно и горько было видеть и слышать все это. А на другой день весь снег в округе – на Донбассе он еще не стаял – был черным от гари… Жаль людей. И тех и других. Но только жители Новороссии отстаивают свои дома, своих близких, а украинских солдат гонят на войну не спрашивая – хотят ли они погибать за Донбасс, или нет. Кстати, среди бойцов всех этих «Азовов», «Айдаров» и «Правых секторов» уже все меньше становится украинцев. Ополченцы говорили, что чуть ли не каждый второй служащий сейчас в этих подразделениях – иностранный наемник. «Джентльменский набор» все тот же, что и вначале войны – грузины и поляки. Но встречаются и «экзотические» арабы и африканцы.

– Наконец, огонь закончился, и мы смогли выехать с позиции ополченцев, – закончил свой рассказ Александр. – До сих пор думаю – вот, прощались мы с ребятами, обнимались на дорогу, а все ли они живы сейчас…

 

Сейчас оба «боевых брата» заняты повседневными делами. О новом походе на Донбасс речи не поднимали. И, с одной стороны, малодушно хочется, чтобы больше они не ездили в Новороссию. Ну, сколько можно! И так уже за спиной у Александров более полусотни рейсов, каждый из которых может стать последним. А с другой – понимаю, что, скорее всего, пройдет время, и «боевые братья» снова засобираются в дорогу. В суровый край терриконов и отважных, стойких людей, где война продолжается. Ведь они настоящие патриоты, а не любители произносить пышные речи на всевозможных митингах. Именно на таких людях – способных поставить свою жизнь на кон ради помощи нуждающимся в ней, и держится испокон веков русская земля.

 

© Тимур Савченко, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад