Тимур Савченко. Там, на гранитных берегах...

09.11.2016 20:44

24.07.2016 16:27

ТАМ, НА ГРАНИТНЫХ БЕРЕГАХ…

 

А не пора ли нам с вами – уважаемый читатель – совершить очередное путешествие? Если возражений нет, то надевайте калоши, плащ, берите зонт, и отправляемся в дорогу! Как это – зачем зонт? Мы же отправимся сегодня в волшебный город на Неве, а без этого там не обойтись – дожди идут почти ежедневно и не по одному разу. Но это ничего – отдохнем немного от невыносимого летнего зноя, погуляем по великолепным проспектам и набережным, пройдемся по романтичным островам и паркам, впитаем ароматы мокрой листвы и камней, которые помнят Петра I и Екатерину Великую, Потемкина и Ломоносова, Пушкина и Достоевского...

 

Встреча со старыми друзьями и визит в дом скорби

 

Поезд, вздрогнув последний раз металлическим телом, замирает на перроне Московского вокзала северной столицы – позади полтора суток пути в умеренно грязном вагоне, а прямо по курсу – Невский проспект, многолюдный, как наш рынок в базарный день. Но прежде, нужно устроиться на постой у пригласивших меня старых друзей-«эмигрантов» из провинции, обосновавшихся на Васильевском острове. Встретиться, поговорить и перекусить, принять душ.

Неспроста приглашаю читателей на встречу со старыми друзьями, живущими в Петербурге уже много лет, – ведь город имеет свою обыденную повседневную, закулисную жизнь, без прикрас и романтизации. Довольно часто приходится встречать в Ейске юношей и девушек, которые с очаровательной провинциальной наивностью восклицают: «Я достоин (достойна) только Москвы, или Питера!» Конечно, если ваш папа – директор колхоза, к примеру, и готов купить вам сразу квартиру на новом месте – то почему бы и нет. Но, если вы рассчитываете на свои таланты и фортуну, планируя обеспечить себе уютное место под северным солнцем… Трижды подумайте. Чаще всего, это лишь в голливудских фильмах удачливые провинциалы обретают счастье и богатство в большом городе. Из моих друзей лишь одному в полной мере удалось осуществить столичную мечту – хорошая должность в солидной фирме, квартира, машина, загранкомандировки. Остальные живут довольно скромно – от зарплаты до зарплаты. Да, доходы здесь несравненно выше, но и расходы немаленькие. К примеру, одна поездка в метро – 35 рублей, на маршрутке – 35–40. Это вам не ейские 13 целковых!

Семейная пара Олег и Женя, на чьей свадьбе я гулял 6 лет назад, уже воспитывают двух дочерей, но так и мыкаются по съемным углам, переезжая с места на место, лелея мечты обрести лет через 10 собственное жилье. Но хуже всего «черный пес» Петербург обошелся с тихим интеллигентным Русланом, которому Бог совершенно не дал деловой хватки. С горечью узнал от ребят, что три недели назад его положили, вернее – сам пришел, в психушку. С кубанскими гостинцами отправляемся навестить нашего душевнобольного. Не самое приятное место – дом скорби. И от вида его обитателей становилось совсем тоскливо: «человек-собака», пуская слюни, скалит зубы, еще один пациент мерно качает головой из стороны в сторону, изображая часы… Хорошо еще, что Руслан не залаял на нас при встрече, а очень обрадовался. Говорит, что на днях его отпускают на волю. А попал он сюда с нервным срывом. Неприятности на работе, долги по квартплате за съемную комнату, отсутствие перспектив, ни семьи, ни детей, ни даже кота… Вот и не выдержала психика у человека – заперся в своей комнатке и три дня выйти из нее боялся.

– Я, скорее всего, домой поеду – сыт уже по горло этим Питером, – прощаясь, сказал он мне.

Оно и к лучшему, наверно, – дома и стены помогают. Однако, довольно о грустном! Ведь мы-то с вами приехали в Санкт-Петербург как туристы. Посему, пройдемся для начала по набережной Фонтанки.

 

Летний сад и Михайловский замок

 

Аничков мост. Застыли на постаментах могучие кони, удерживаемые мускулистыми юношами. Нипочем им снующие мимо людские толпы, или проплывающие внизу по водной глади кораблики. Кстати, нынешние статуи работы скульптора Петра Клодта, украшающие мост, уже третьи, или четвертые копии. Оригиналы были подарены российскими самодержцами своим «коллегам» – монархам из Германии и Италии. Поэтому, не удивляйтесь, если увидите такую же скульптуру в Берлине, к примеру.

Свернем от моста налево, и вдоль Фонтанки отправимся в сторону Невы. А что это за зеленый массив показался вдалеке? Да это же Летний сад, куда от глаз прячутся звезды во время белых ночей! Зайдем туда непременно! У входа турникет и женщины-смотрительницы. Помня поездку в Адыгею, где деньги с туристов готовы брать за все подряд, разве что не за горный воздух, интересуюсь ценой. Но, оказывается, вход свободный – просто присматривают люди за порядком.

Фантастическое место – Летний сад! Этакий волшебный лес из шекспировского «Сна в летнюю ночь», посреди многомиллионного города: пруд с лебедями и вездесущими дикими утками, посыпанные гравием дорожки, полянки и павильоны, над которыми вздымаются на недосягаемую высоту зеленые исполины-деревья. Среди листвы притаился скромный маленький дворец Петра I, весело журчат фонтаны, и везде – статуи. Мраморными статуями, коих здесь сотни, сад и знаменит на весь мир. Только вот, что-то слишком новыми они показались на вид. Как выяснилось, в начале 2000-х годов городские власти приняли решение заменить оригиналы скульптур на копии, ввиду участившихся случаев вандализма – увы, Петербург хоть и культурная столица, но и здесь хватает моральных уродов.

Но где же сами оригиналы скульптур? Об этом мы узнаем чуть позже, а сейчас давайте-ка искать укрытие от начинающегося дождя! Вот, как раз через Фонтанку виднеется подходящее здание со шпилем, выкрашенное в оранжевый цвет. Интересно – где мы с вами оказались? В Михайловском замке, вот где. Он же Инженерный. Резиденция неудачливого императора-романтика, покровителя мальтийских рыцарей Павла I. Под сводами замка император и встретил свою смерть от рук заговорщиков. Как утверждают здешние экскурсоводы – его призрак до сих пор блуждает ночами по галереям, ища успокоения. Вряд ли это так, но замок, действительно, несет в себе что-то мистическое. Пока по окнам стучат капли дождя, пройдемся по просторным залам, осмотрим собранные здесь портреты всех царственных особ дома Романовых и выдающихся деятелей России. И не только картины – вот же они – пожелтевшие от времени статуи Летнего сада!

 

Веселые нищие и Заячий остров

 

Но вот и кончился дождик – пройдем по умытым аллеям еще одного сада – Михайловского к одному из красивейших храмов России – Спаса на крови, что расположился на канале Грибоедова. И сам храм, напоминающий храм Василия Блаженного в Москве, великолепен, и атмосфера вокруг него праздничная, приподнятая. Играет вдохновенно скрипач, окруженный слушателями, исполняет арию бывшая оперная певица, позируют «живые скульптуры» – такие же, как у нас на «Провинциальной России», сытые, крепкие лошадки, запряженные в лаковые коляски, катают по набережной туристов. Здесь же и нищие, как и возле каждого храма. Нищие креативные: один собирает на «билет до Самары», другой еще на что-то полезное, но всех превзошел парень с опухшим, но веселым лицом – «На бухло!» Как тут отказать человеку?

Выходим на Дворцовую набережную. Перед нами Нева. Могучая, спокойная, неспешно несущая свои свинцовые воды к Балтике. Налево виднеется Зимний дворец, но это слишком уж известное сооружение – не пойдем туда сегодня. Лучше перейдем реку по Троицкому мосту и побываем на Заячьем острове, где гордо раскинулась Петропавловская крепость. Могучая твердыня, заложенная в 1703 году для отражения атак воинственных соседей шведов, опоясанная двумя рядами стен с мощными бастионами, так ни разу за всю историю и не подверглась штурму. Единственная хлипкая война со Швецией того периода завершилась едва начавшись. А больше охотников захватывать Санкт-Петербург – Ленинград не находилось до 1941 года. Зато крепость получила известность, как тюрьма, чьими узниками были: царевич Алексей, княжна Тараканова, Достоевский, Чернышевский, декабристы, а в величественном Петропавловском соборе находили последний приют российские императоры.

Пробиться в собор не удалось – тому помешали толпы китайских и итальянских туристов. Зато побродить по дворам и закоулкам крепости никто не помешал. Везде здесь установлены скульптуры зайцев и зайчат – первопоселенцев острова. Немного смешно, но мило А еще заглянем в музей истории Санкт-Петербурга, что расположился в бывшем доме коменданта крепости. Очень интересный музей. Он охватывает всю историю города на Неве, начиная со времен Новгородской республики и заканчивая современностью. Почему Новгородской республики? Да потому что наши древние предки-новгородцы обитали на этой территории наряду с финнами. Именно новгородцы, задолго до Петра I прорубили «окно» в Европу. Даже не окно – целые ворота! Они торговали с соседями, бороздя Балтийское море, но, случалось, и воевали с ними. Это только принято считать новгородцев мирными, просвещенными купцами, типа Садко. На самом деле те еще были разбойники! Почище викингов.

За залом средних веков идут экспозиции периода основания Санкт-Петербурга: оружие, старинные морские карты, различные астролябии, утварь, одежда, мебель… Все три с лишним столетия истории города спрессованы в этих залах.

Здесь же, на территории крепости, выпьем по чашке кофе в уютном кафе, а в следующий раз продолжим наше знакомство с городом, побываем в волшебных парками Павловска и Царского села, Александро-Невской лавре, буддистском дацане и других удивительных местах.

 

© Тимур Савченко, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад