Александр Леонидов. Памяти Туйгуна

09.03.2015 17:21

Утраты

Александр Леонидов (Филиппов)

Памяти Туйгуна

 

 

Башкирская многонациональная культура понесла большую утрату. Внезапно, а не как обычно пишут – «после тяжелой продолжительной болезни», ушел из жизни Риф Галимович Туйгунов (Туйгун).

Председатель Союза писателей РБ, избранный на скандально-демократической волне, вопреки воле властей, заслуженный деятель культуры России, поэт, член Союза писателей России, Союза писателей Башкортостана, автор многих поэтических сборников, изданных в Башкортостане, в Москве и Татарстане.

Туйгун своим главным делом жизни считал работу с писателями. И он был на трудном посту руководителя загибающегося Союза писателей Башкортостана до последнего.

Риф Галимович родился 24 октября 1946 года в деревне Акчура Кувандыкского района Оренбургской области. В 1963 году он поступил на филфак БГУ, активно участвовал в работе литкружка «Шонкар».

После службы в армии Туйгун начал свой трудовой путь в журналистике: в газете «Совет Башкортостаны» (ныне газета «Башкортостан»), журнале «Агидель», в редакциях художественных передач Башкирского телевидения и радиовещания.

Был заведующим литературной частью и заместителем директора по репертуару в Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури – и ушел оттуда со скандалом, о чем сам рассказывал.

Покойник был крутого нрава. Важной вехой его творческого роста стали Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве (1987–1989 гг.). Являясь автором более десяти книг, таких как «Тепло рук», «Свет в моем окне», «Смятение души», «Любовь не знает опозданий», «Ночной поезд», «Есть моменты в жизни» и других, он, тем не менее, написал меньше, чем мог бы, если бы с такой страстью не отдавался общественной полемике.

В 2006 году у Туйгуна изданы избранные произведения под общим названием «Мы любовью движимы». Я хорошо знал покойного, мы много лет работали вместе. Успел я побывать и в близких друзьях, и даже в оппонентах у Туйгуна, всегда склонного рвать человеческие связи с непреклонной решимостью юношеского максимализма.

31 декабря 2013 года мы последний раз встретились с Туйгуном в здании Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан. Мы не виделись почти год, и довольно сдержанно поприветствовали друг друга. Ни он, ни я не могли знать, что это последняя встреча…

Туйгун был человеком сурового и вспыльчивого характера. Он не терпел инакомыслия, возражений. Тем не менее, хотя он и имел при жизни много врагов – не тем, как говорится, будь помянут. В памяти остается особая витиеватость его речи, особый склад ума – сотканный из притч и тонкого юмора…

В поэтическом творчестве Туйгун воспевал свою Родину. Он буквально обожествлял землю своих предков. Но многие свои стихи он посвятил и большой России, и предстает в своем творчестве и как башкирский, и как российский гражданин и патриот. И, конечно же, поэт благодарит Урал, в его страстном голосе соединялись радость, свет и боль утрат, так характерная для башкирских поэтов. Поэтому Туйгуна критики определяли и «горячим», и «мужественным» поэтом. В его поэтическом наследии стихи о любви, о поэзии, философские стихи.

Русские писатели Башкортостана выражают глубокие соболезнования семье и близким покойного. Мы скорбим в связи с кончиной собрата по перу, талантливого, острого и не взиравшего на лица, авторитеты человека. Память о нем навсегда останется в наших сердцах.

—————

Назад