Эдуард Байков. Оренбургский пуховый платок

04.11.2015 13:40

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК, или ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ

(«Предприниматель Башкортостана», № 10 (137), 26.06.09)

 

 

Луиза Бариевна Ишина – скромный и очень талантливый человек. Живет она в старом, наполненном традициями народного творчества и народных промыслов селе Исянгулово, что привольно раскинулось в Зианчуринском районе нашей республики. Она – дипломант I степени Республиканского конкурса профессионального мастерства «Мастер – золотые руки 2004» в номинации «Пуховязание», победитель районного конкурса «Шаль вязала», отмечена Дипломом за высокое мастерство в изготовлении пуховых шалей в духе народных традиций. Но обычно сельчане узнают о её новых почетных регалиях из газет и телевидения – сама она не любит рассказывать о себе. Говорит, что неудобно... Другое дело – её ремесло, о нем она знает и может рассказать всё, открыто и сердечно делясь своими уникальными знаниями и умениями со всеми, кто искренне заинтересован темой пуховязания!

 

В этот вьюжный, неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

 

Кому незнакомы эти проникновенные строки поэта В. Бокова родом из XIX века?! Однако «Оренбургский пуховый платок» – не только песня. Он остался и в жизни, благодаря умелым рукам народных мастеров! Один из ведущих таких мастеров-рукодельников в Башкортостане – безусловно и общепринято – Луиза Бариевна. Хотя сама о себе она так не скажет – все больше на хороших учителей и наставников ссылается. А наставники её – бесспорно, целые века истории и большой России и любимого, родного Баш­кортостана!

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом – один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства.

Первым кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков. В 1776 г. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, назвав его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

И для Луизы Бариевны, которая все это знает, чтит традицию и рукодельную старину, дело вязальное, старинное восходит в ранг искусства. Вот как она отзывается о своем ремесле: «Пуховый платок поистине универсальное изделие – на все случаи жизни. Его можно взять с собой в дорогу, свернуть и положить в сумочку (занимает мало места), он очень легкий. Похолодало, достанешь, накинешь на плечи, тепло и уютно. Его носят не только на голове, но и под пальто, можно завязать на поясницу, или как шарфик на шею. Прилег отдохнуть – укрылся им. Только чувствуешь мягкий, нежный пух и теплоту и любовь, с которой платок был связан».

Если поговорить с ней по душам, то Луиза Бариевна расскажет, что пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым наш платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка М. Н. Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха» – прямо как сама Луиза Бариевна в наши дни!

Пуховый платок ручной работы мог передаваться из поколения в поколение, наши бабушки долгие годы лелеяли мечты о покупке «культового изделия». Но и сегодня оренбургский пуховый платок – не пережиток прошлого, не архаизм и не предмет мещанского быта.

Помимо высоких потребительских качеств – удивительной легкости и тепла, оренбургские пуховые платки способны произвести ошеломляющее впечатление на каждого, кто доныне не был знаком с искусством мастериц.

Идущий на платки пух коз – самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз – 16–18 мкм, ангорских коз (мохер) – 22–24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинки – особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями – буранами, а также особенности питания оренбургских коз – растительность горных степей Урала – вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный – прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII–XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Платки из волшебной мастерской Луизы Бариевны Ишиной выходят волей рукодельницы нескольких видов. Есть в её ассортименте простой пуховый платок (шаль) – серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. А есть и особый вид мастерства – паутинка – ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки.

Будет воля мастера да желание заказчика – можно соорудить и палантин – тонкий шарф или накидку, который по способу вязания аналогичен паутинке. И паутинка и палантин Ишиной – это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки Луизы Бариевны имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.

Паутинка из Исянгулова – штучная, ручная работа – украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяет мастерица по двум параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие Ишиной обязательно соответствуют данным условиям, так как мастерица под разный заказ прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок Луиза Бариевна использует шёлковую (реже – вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей берет хлопчатобумажную (реже – лавсанную) нить. В паутинках её обычно две трети пуха и одна треть шёлка – впрочем, и тут от желания заказчика многое зависит.

Хороший платок ручной работы вяжется из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок – паутинка или шаль – изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина, – говорит Луиза Бариевна. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок – это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

У нас нынче вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка порой некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае получается более ровной. Но что и говорить! Ручная работа и в этом случае ценится выше! Оренбургский пуховый платок несёт в себе все характерные черты, свойственные народному промыслу. В нем воплотились вкус и талант вязальщицы, а также её наставниц многих поколений, сумевших в своих творениях подняться до высот подлинного искусства. Пуховый платок одаривает не только теплом, но и удивительной красотой!

© Эдуард Байков, текст, 2009

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад