Тимур Савченко. Тогда мы были вместе

15.02.2017 12:10

ТОГДА МЫ БЫЛИ ВМЕСТЕ

 

Кандагар, Кабул, Герат, перевал Саланг… Эти названия, знакомые каждому советскому человеку в 80-е годы по тревожным кадрам кинохроники, уже начинают забываться в условиях сегодняшней, не менее сложной реальности. Словно бледнея, как черно-белые фото в альбомах воинов-«афганцев». И вспоминаем мы их теперь, обычно, накануне каких-нибудь знаковых дат. Такая как раз и отмечается сегодня: 15 февраля, 28 лет назад, последний советский солдат покинул землю Афганистана, завершилась необъявленная война, длившаяся почти 10 лет, унесшая многие и многие жизни наших бойцов и гражданских специалистов. До сих пор не утихают споры о целесообразности самой афганской операции, но даже самые большие скептики не смеют упрекнуть наших воинов-интернационалистов, до конца исполнивших свой долг.

За несколько дней до памятной даты, мы встретились с одним из тех людей, что прошли дорогами Афганистана, – Леонидом Гусевым. Он поделился своими воспоминаниями о тех событиях уходящей эпохи.

 

– Я родился и вырос на Донбассе в Горловке, о которой сегодня знает каждый, благодаря ежедневным обстрелам. Выучился по линии военкомата на водителя, а в 1983 году нас с братом Сергеем призвали в армию. После окончания учебки в Ашхабаде, нас, сержантов, отправили на север Афганистана. Кундуз, Пули-Хумри, Шерхан, перевал Саланг… Почти родными местами стали. Служить довелось на бензовозе командиром отделения в роте обеспечения в составе 149-го мотострелкового полка. Не раз и не два попадал под обстрелы, но Бог спас – за все 20 месяцев службы в Афгане ни я, ни брат, – ни единой царапины не получили. Помню один случай, когда на горной дороге идущая третьей от нас самоходная установка подорвалась на фугасе. Двое наших погибло на месте, а третий – парень-казах, добрался до моей машины. Весь в крови, еле на ногах держался. Посадил его в кабину, перевязал, как умел, полотенцем и повез вперед. Нас уже вертолет дожидался. Уже после узнал – жив мой казах остался. Вообще, у нас настоящий интернационал был: русские, украинцы, грузины, татары… Все друг за друга, как братья, стояли. И командир взвода за нас горой стоял. Хороший мужик – Андрей Гвоздяк. Из Закарпатья. После войны списывались с ним, даже в гости думал к нему поехать, да сейчас уж вряд ли получится – разделили нас границами, вражда появилась. А скажи нам такое лет 30 назад – не поверили бы.

Интересуемся у нашего гостя – как он оказался в Ейске?

– После Афганистана вернулись мы с братом в Горловку. Я снова устроился водителем, и меня отправили в командировку в Кемеровскую область. Из Донбасса в Кузбасс. Там-то мы с моей Еленой и познакомились. Она из Ейска по комсомольской путевке в Сибирь приехала. Поженились и в 1987 году переехали в Ейск. Так я и стал ейчанином – уже 30 лет прошло с тех пор. Вступил здесь в районное отделение Российского Союза ветеранов Афганистана «Интернационалист». В массовых мероприятиях участвую, военно-патриотическим воспитанием молодежи занимаюсь. Очень хочется, чтобы и новое поколение выросло патриотами, готовыми встать на защиту страны в минуту опасности. А по-другому, считаю, и нельзя жить.

 

© Тимур Савченко, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад